1 сентября первоклашки придут к закрытой школе?

На пороге – День знаний, а чиновников от образования до сих пор не покинул административный зуд, толкающий их на ликвидацию так называемых малокомплектных школ. Один за другим угасают сельские очаги знаний в угоду линии местных администраций на экономию бюджетных средств и укрупнение учреждений образования. Но жители всем миром пытаются отстоять свои родные школы, при этом порой ищут политическую поддержку у оппозиции.

27 августа в деревне Ларионово Петушинского района высадился десант чиновников управления образования районной администрации. В здании начальной школы согласно постановлению главы райадминистрации Олега Котрова проходили публичные слушания. Собрались около 30 местных жителей, дети вились стайкой возле входа, желая знать, какую судьбу уготовили им взрослые тети из района.

Осенив себя крестным знамением, в очаг знаний вошел отец Валерий, настоятель церкви Андрея Первозванного в селе Андреевское. У него старшая дочь уже отучилась в начальной школе и перешла на следующую ступень в селе Пекша в 10 км от Ларионово. По его словам, дочери очень не нравится новое место учебы после домашней и уютной обстановки «малокомплектной школы», подлежащей ликвидации. К «чужакам» там относятся неласково. Именно в Пекшинскую школу администрация района предлагает возить малышей, всего – 12 душ. Но родители и бабушки – против.

Елена КоробкоПроцедура публичных слушаний проходила в строгом соответствии с регламентом. Начальник управления образования районной администрации Елена Коробко зачитала весь пакет документов, наработанный чиновниками рай и обладминимстраций: решение коллегии районной администрации о целесообразности ликвидации Ларионовской начальной школы, уведомление департамента образования администрации Владимирской области о невозможности выдачи лицензии на образовательную деятельность,  приказ начальника департамента Михаила Корешква об отказе в выдаче лицензии, еще один приказ районного начальства о перераспределении учеников «по желанию родителей» в Пахомовскую начальную (которую чиновники намерены ликвидировать в следующем году) и Пекшинскую общеобразовательную школы. Но родители желают, чтобы их дети учились рядом с домом.

Практически все основания чиновников для ликвидации учреждения уже не актуальны. И сейчас родители настаивают на получении новой лицензии. Они сами отремонтировали крышу, спонсоры оплатили установку пожарной сигнализации, школьный «пищеблок» оборудован в соответствии с нормами нагревательным прибором. Только телефона нет. Но это вина самих чиновников. Его установку обещал еще бывший глава района Алексей Середа, когда избирался. Вот и он уже отслужил, и новая власть второй год при должностях, но руки до телефонизации школы почему-то не доходят. Похоже, легче ее ликвидировать, чем оборудовать.

Депутат райсовета по ларионовскому округу Сергей Ростов, который молча слушал жаркую дискуссию, к концу мероприятия сделал вывод: «Наши законы направлены против людей». Другой депутат Алексей Бурцев тут же напомнил коллеге, что законы принимает «Единая Россия», в которой Ростов и состоит. Последнего это не смутило, и он твердо заявил: «Я против закрытия школы».

Участники слушанийА до него каждая из сторон доказывала свою правоту. Елена Коробко заявляла о необходимости повышения уровня образования, но качественное обучение одним  учителем невозможно. В ответ поднялись человек шесть парней и девчонок, которые закончили Ларионовскую школу и учатся теперь в вузах или уже получили высшее образование. Кто-то из присутствующих привел еще один аргумент, мол, большинство медалистов в Пекшинской школе – выходцы из Ларионовской: именно здесь закладывается база для дальнейшего получения знаний.

«У вас хорошее автобусное сообщение», – гнула свою линию Елена Коробко. Ей в ответ: «Дети и в дождь, и в холод болтаются на улице в ожидании автобуса после окончания уроков. И это дети постарше – пятиклассники, а первоклашек отпускать так далеко жалко». «Дайте им подрасти», – просили родители.

«С 1 сентября вводится новый государственный образовательный стандарт,  который предусматривает дополнительный час физкультуры, плюс 10 часов факультативных занятий по выбору ребенка, это большая нагрузка на учителя», – настаивала районная начальница. «Мы готовы бесплатно вести уроки по краеведению и рисованию», – заверяли ее бывшие педагоги с многолетним стажем, проживающие в селе.

Главная причина – экономическая, утверждала Елена Валентиновна. Мол, у района нет денег на содержание малокомплектных школ, поэтому лучше не распылять средства, а целенаправленно улучшать образовательные услуги в крупных школах. Ларионовские жители посоветовали ей сократить число чиновников, для чего провести «реструктуризацию» районной администрации. Обе стороны вспоминали Медведева и Путина. Одна ссылалась на слова главных российских начальников в поддержку сельских школ. Другая – на их же слова, но не показанные по телевизору: «Они говорят, что сельские школы должны жить, но местные власти должны их содержать».

«Если бы я была главой, – заявила Татьяна Прилепская. – Я бы все праздники городов отменила и направила средства в село». «Это что же происходит, – возмущалась она. – При царе школа была, после войны разоренная и голодная страна находила деньги на детей, а сейчас их нет!»

Практически все выступавшие отмечали директора школы и учителя Ольгу Джадаеву, которая «создала благоприятную обстановку и дает хорошие знания детям». «Мы уверены в этом учителе», «Не каждая мать так ухаживает за детьми, как наша учительница», – говорили родители.  Сама Ольга Николаевна едва сдерживала волнение, переживая за будущее школы и своих учеников.

Депутат Пекшинского сельского поселения Лариса Андронова недоумевала: «Почему мнение муниципального образования не учитывается: глава и депутаты – против закрытия, дети и родители – также против. «Ваши доводы мы фиксируем в протоколе, но 1 сентября школа работать не сможет», –  настаивала районная начальница.
– «Мы будем бастовать!»
– «Вы нарушите закон!»

В конце концов дошла очередь до голосования. Ликвидацию школы не поддержал никто, все присутствующие подняли руки против ее закрытия.

«Закрыть школу без положительного решения схода жителей нельзя, поэтому надо думать, как ее сохранить». – заявил Алексей Бурцев, предложив активизировать процесс получения лицензии. Кстати, как выяснилось, он состоит в «Правом деле». По окончании слушаний Елена Коробко заявила: «Если на 1 сентября вопрос с лицензией не решится, дети должны будут идти либо в Пекшинскую школу, либо в Пахомовскую».

Стоит отметить, что вся нормативно-бумажная активность чиновников выпала на июль месяц, а слушания о ликвидации были назначены на конец августа. Видимо, в надежде, что родителям некуда будет деваться. Однако члены инициативной группы сообщили, что 1 сентября все дети нарядные и с букетами придут в свою старую школу: «И пусть в районе считают, что это забастовка».

Впрочем, Елена Коробко, учитывая результаты слушаний, сказала для прессы: «Будем думать, возможно, действительно целесообразней оставить школу на этот учебный год». И тут же твердо пресекла радостные возгласы обступивших ее родителей: «Я ничего не обещаю, буду консультироваться с департаментом образования и главой: ситуация непростая». «Мы не при социализме или коммунизме сейчас живем, а при рыночных отношениях, когда школы переводят в автономные учреждения и заставляют зарабатывать деньги», – привела  свой последний довод начальница районного управления образования, невольно бросив камушек в огород нынешних реформаторов.

Людмила ЕШАНУ

P.S. Как выяснилось позднее, жители Ларионова уже не верят «Единой России» и подписали письмо лидеру «Правого дела» Михаилу Прохорову с просьбой помочь им. Даже выразили готовность всей деревней вступить в партию. Дошло ли письмо до олигарха, неизвестно, но установку пожарной сигнализации оплатили местные предприниматели как раз из «Правого дела».

Недавно владимирские крммунисты поддержали жителей села Городищи Юрьев-Польского района, где местные власти также закрывают школу. Единороссы рискуют потерять село, на которое они делают ставку на выборах…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *