Нижегородская АЭС: Ничего, кроме проблем

11 февраля в областном «белом доме» прошла презентация проекта строительства Нижегородской АЭС. Журналистов старались убедить в безопасности атомной станции. Начальник управления по работе с регионами «Росатома» Игорь Конышев заявил, что запланирована большая работа по информированию населения. «Мы готовы приезжать, привозить экспертов, сами отвечать на любые вопросы перед любой аудиторией», – заявил Игорь Конышев. Стоит напомнить, перед большой аудиторией в городе Муроме, где проходили общественные слушания, представители «Росатома» выступить не захотели.

Свой комментарий по поводу старта пиар-кампании «Росатома» во Владимирской области дала Ирина Резникова, член совета Костромского областного общественного экологического движения «Во имя жизни», руководитель фракции «Зелена Россия» Костромского отделения партии «Яблоко». 

Ирина Резникова: «Во Владимирской области развёрнута  пиар-кампания  концерна «Росэнергоатом» по продвижению проекта строительства  Нижегородской атомной станции вблизи  города Мурома. Судя по всему, денег на недобросовестную рекламу своего детища атомщики не пожалеют. Волна подобного пиара и параллельно народного протеста прошли по многим регионам Росси, где планами правительства намечается строительство новых энергетических блоков на ядерном топливе. Народ заманивают мифическими социально-экономическими благами.

Атомное лобби уверяет всех в том, что атомная энергетика безопасная и дешёвая. Блоки можно строить прямо за околицей наших жилищ. Что нет никакого риска. Для этого в 2002 году  одним росчерком пера  взяли  и под себя изменили нормативы размещения этих опасных объектов. Теперь нет зоны риска, нет требования размещать АЭС не ближе 25 км от населённых пунктов. Следовательно ни к чему повышенные меры безопасности и затраты на них. Строй хоть в пятистах метрах от жилищ. 

Однако потенциально опас­ным считается любой ядерный реактор и вероятность тяжёлой аварии допустима всегда. Эта вероят­ность должна согласовываться с обществом, например, путем референдума, проведенного до начала строительства и пуска каждого очередного ядерного реактора. Без такого согласования пуск реактора приводит к произвольному ограничению ряда основных прав насе­ления: жертв возможной катастрофы. 

Строительство АЭС несёт с собой не только экологические риски, но и серьёзные экономические трудности, связанные с огромными затратами на их сооружение, они непомерно дороги. Частично государство субсидирует эти затраты, иначе отрасль вылетит в трубу и тарифы на электроэнергию взлетят выше некуда. Это наши деньги, так как часть этих затрат заложена в тарифе на электроэнергию. С точки зрения экономики, у  АЭС  нет преимуществ перед  другими источниками электроэнергии. Они дороги и в эксплуатации. Зависят от поставок уранового топлива, запасы которого в России ограничены больше, чем запасы нефти и газа.  

За полвека эксплуатации АЭС эта отрасль так и не сделала прорыва в сторону более передовых технологий. Их строительство имеет массу скрытых существенных затрат, которые составляет надбавку к стоимости атомного электричества. Сегодня тарифы АЭС включают в себя только операционные издержки, и поэтому создаётся миф о её дешевизне. АЭС производят опасные ядерные отходы. Решение проблем их захоронения ещё не найдено во всём мире. Они тоже не включаются в сметы сооружения  АЭС.  

20 января 2010 года Госдума РФ большинством голосов приняла в первом чтении проект закона «Об обращении с радиоактивными отходами», разработанный Госкорпорацией «Росатом» и предложенный Правительством РФ. В принципе такой закон нужен и он готовился  6 лет. Но в предложенном виде это не что иное, как авантюра «Росатома». По мнению общественных экологов и независимых экспертов, закон не отвечает национальным интересам России и направлен на решение узковедомственных интересов «Росатома». Общественные организации предложили поправки к законопроекту и надеются, что депутаты не допустят принятия законопроекта в первоначальном виде. 

На мой взгляд, ничего кроме проблем не ждёт Владимирскую область с возможным  пуском АЭС. Сценарий, скорее всего, будет следующим. Региональная власть «купится» на посулы атомного ведомства, начнётся торг за мифические  социально-экономические дивиденды, будут подписаны соглашения.  Но эйфория пройдёт и всё останется на бумаге. Как это было во всех других регионах, где строятся новые блоки. Все льготы для территорий, включая 30-километровую зону, отменены после 2000 года. 

Хочется верить, что население и общественность Владимирской области, объединившись  со своими  соседями нижегородцами, и дальше будет отстаивать свои права на  безъядерное будущее для себя и своих потомков».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *